Мой заказ
mail@steamexpert.ru
Шаровые краны
Назначение и функционал шарового крана
Шаровой кран, являясь разновидностью запорной трубопроводной арматуры, предназначен для запирания, отпирания и регулирования потока среды, как в закрытом (замкнутом), так и открытом (сливном) трубопроводном контуре. Функция регулирования потока среды является определяющей в применении шарового крана (клапана), в отличие от вентильного клапана или трубопроводной задвижки (другие разновидности запорной арматуры), которые предназначены преимущественно для запирания и отпирания потока среды.
Невзирая на то, что конструкция шарового крана известна более 100 лет, лишь с появлением и применением современных полимерных материалов (полиэтилелена, фторопласта и других) для обеспечения герметичности шарового сопряжения, они нашли самое широкое применение в современной трубопроводной технике. На сегодняшний день шаровые краны являются основным видом запорной и разборной арматуры в области малых и средних номинальных проходных размеров, для коммунальных газо- и водораспределительных сетей хозяйственного или бытового назначения, для трубопроводных систем как с гидравлическими (вода, нефтепродукты, пищевые жидкости) так и газовыми (воздух, топливные, промышленные, сварочные газы) средами.
Конструкция и принцип работы шарового крана
В основе конструкции шарового крана (клапана) находится шарообразный запирающий элемент (затвор), который вращается внутри проходного корпуса крана, будучи в нем герметизирован двусторонним фторопластовым, полиэтиленовым или мягко-металлическим уплотнением. Таким образом, шаровой затвор вместе с двусторонним уплотнением образует фрикционно-скользящую пару сферического подшипника скольжения. Проходной корпус крана, для монтажа на трубопровод, имеет присоединительные (монтажные) патрубки резьбового или фланцевого типа.
Для обеспечения прохождения потока среды через шарообразный затвор крана, в нем проделан проходной канал, который в открытом положении с каналом корпуса образует сквозное симметрично-осевое полнопроходное (одного проходного диаметра) или редуцированное (уменьшенного проходного диаметра) отверстие. При проворачивании шарового затвора вокруг своей оси, его проходной канал может занимать положения:
- полностью совмещается с проходным каналом корпуса крана – кран открыт;
- частично совмещается с ним – происходит редуцирование, или регулирование потока среды;
- не совмещается с ним, при этом полностью перекрывая своими стенками проходной канал корпуса – шаровой кран закрыт.
Для управления положением (поворотом) шарового затвора служит поворотный шток, проходящий через узел уплотнения проходного корпуса, который снаружи соединён с органом управления запиранием/отпиранием крана. Ручные органы управления шаровым краном, как правило, выполняются в виде: рычага, “бабочки”, штурвального колеса или цилиндрической ручки. Шаровые краны больших проходных сечений (промышленного назначения) могут оборудоваться механизированными (пилотными) приводами штока, как правило, с дистанционным управлением.
Преимущества и недостатки шарового крана
Преимуществами шарового крана являются:
- минимальное сопротивление потоку (в открытом положении), благодаря чему минимизируются перепады давления в трубопроводной линии, снижаются энергозатраты на прокачку среды;
- не имеет ограничения по направлению пропускаемого потока и пространственной ориентации крана, что существенно облегчает условия для его монтажа;
- приемлемая герметичность и термостойкость для решения подавляющего большинства задач запорной и разборной арматуры в хозяйственном и бытовом применении, а также достаточно большого количества задач – в трубопроводном транспорте, энергетике, производстве;
- простота конструкции, технологичность и дешевизна в изготовлении.
Недостатками шарового крана являются:
- сравнительно большое усилие управления (проворачивания шарового затвора в фрикционной паре подшипника скольжения); в связи с чем применение шаровых кранов с ручным управлением ограничивается малыми и средними номинальными размерами (диаметрами);
- ограниченный диапазон рабочих температур (в связи с температурным расширением в фрикционном узле скольжения, низкой термостойкостью материала полимерного уплотнения,), который ограничивает применение шаровых кранов с высокопотенциальными средами или в криогенной технике.
Подбор шарового крана
При подборе шарового крана для установки на трубопроводную линию, руководствуются следующими параметрами:
- Для применения с какой рабочей средой предназначен: для пара, топливных или промышленных газов, сжатого воздуха, горячей, холодной воды, нефтепродуктов, пищевых продуктов, химически опасных жидкостей и т.д. Данный параметр определяется как применяемыми в конструкции коррозионностойкими материалами, так и конструкционными особенностями (точность изготовления, герметичность уплотнений и др.).
- Тип крана: полнопроходный (без потери давления), или редуцирующий (с понижением давления на выходе).
- Максимальное рабочее давление, МПа.
- Максимальная рабочая температура, град.С.
- Номинальный (присоединительный) размер DN, мм.
- Характер монтажного присоединения: резьбовые патрубки, муфты, фланцы.
Шаровые краны компании Yoshitake
Наряду с массой другой качественной трубопроводной арматуры, японская производственная компания Yoshitake представляет в своем ассортименте шаровые краны модели BLV-1 собственного производства. Выполненные только из высококачественных коррозионностойких материалов (корпус – бронза, шаровой затвор – хромированная латунь или нержавеющая сталь), краны Yoshitake BLV-1 по-настоящему задают стандарты качества среди присутствующей на рынке массы изделий сомнительного происхождения, с корпусами из силумина или плохой латуни, с шарами из некачественной нержавейки или углеродистой стали.
Особенности конструкции и применения шаровых кранов Yoshitake BLV-1:
- Рабочие среды: для насыщенного пара, сжатого воздуха, горячей и холодной воды, нефтепродуктов, различных масел, других неопасных жидкостей;
- Для трубопроводных систем с максимальным давлением (a - до 4,12 МПа – для рабочих сред с рабочей температурой до 40 град.С (холодная вода, сжатый воздух, топливный газ, нефтепродукты, гидравлические масла, другие неопасные жидкости); b - до 1,0 МПа – для насыщенного пара (100 – 120 град.С)).
- Выпускаемые номинальные размеры: 8А, 10А, 15А, 20А, 25А, 32А, 40А, 50А.
- Присоединительные муфты – резьбовые, резьба прямая дюймовая (трубная).
- Ручной орган управления – удлиненный рычаг, который обеспечивает легкое управление запиранием и отпиранием крана.